Производственные мощности Группы компаний ВИК вырастут в четыре раза

01.02.2024


Исполнительный директор ГК ВИК Сергей Каспарьянц дал интервью информационному порталу «Ветеринария и жизнь», в котором рассказал о планах по развитию компании и спрогнозировал развитие рынка ветеринарных препаратов в РФ.

- Ваша компания входит в ТОП-21 мировых производителей ветеринарной фармацевтики. Сейчас, когда ряд иностранных игроков ушли с российского рынка или ограничили поставки, остро встал вопрос с импортозамещением. Что такой гигант как вы делает в этом направлении?

- Начало тому, что сейчас происходит, было положено давно. И в России, и в Евразийском союзе уже несколько лет выравнивают требования к ветеринарным препаратам в соответствии с европейскими и американскими стандартами. Изменения назрели и сейчас они просто реализуются. Для нас этот этап стал не новостью, а частью стратегии. Например, в 2022 – 2023 годах мы за счет грамотной модернизации и автоматизации удвоили существующие производственные площади. Сейчас стартовал следующий этап – строительство и ввод в эксплуатацию новых площадок. В конце первого квартала 2024 планируется запустить производство по стерильным инъекционным и внутривыменным суспензиям, в конце года – крупный комплекс по производству кокцидиостатиков полного цикла. Сейчас потребность в этих препаратах в России составляет 4 тысячи тонн, мощность нашего производства будет рассчитана на 6 тысяч тонн. Мы перекроем потребности внутреннего рынка и сможем осуществлять экспортные поставки. Таким образом, с 1 января 2022 года к 31 декабря 2025 года наши производственные мощности вырастают в 4 раза.

- Какие новые ветеринарные препараты планируется выпустить на рынок?

- Сейчас наше развитие нацелено в первую очередь на импортозамещение, достижение импортонезависимости отрасли. Первый сегмент, который мы планируем закрыть за счет запуска новых площадок – это кокцидиостатики, второй – стерильные инъекционные препараты. Еще один большой блок, в котором лидерами всегда были иностранные компании, – продукты для мелких домашних животных. В этом направлении с 2023 по 2025 планируется зарегистрировать и выпустить более 100 позиций, работа уже идет. Это тоже очень длительный инвестиционный процесс, связанный с научными разработками.

- Выступая на различных мероприятиях, вы часто оцениваете ситуацию на рынке ветеринарных препаратов. Можете поделиться прогнозом на ближайшие пять лет?

- Прогноз для российского ветеринарного рынка очень позитивный! Мы не просто верим в это, мы в это инвестируем. Благодаря общим усилиям производителей по основным направлениям ветеринарной фармацевтики доля отечественных продуктов вырастет до 80%. Это очень важно, потому что Россия – 5-я страна в мире по развитию сельского хозяйства, 6-я экономика мира. Нам необходимо быть импортонезависимыми и экспортировать свою продукцию - не только мясо и зерно, но и ветеринарные фармацевтические препараты. Возможностей для развития много. Во-первых, рынок мелких домашних животных – здесь доля отечественных производителей растет стремительно. Единственная проблема в этом сегменте - продукты, закрытые патентами. Будем смотреть, что делает государство и следовать рекомендациям. И иммунобиология: в перспективе пяти лет данное направление станет импортонезависимым не только по объемам, но и по технологиям.

- Какие законодательные изменения важно отметить за последние несколько лет?

- За последние два года было внедрено многое, появилась настоящая поддержка отечественного производства. Хотелось бы это сохранить. В 2025-2027 годах будет происходить синхронизация законодательства внутри Евразийского союза. Это основная сложная задача, которую предстоит реализовать государству, чтобы упорядочить рынок и создать равные условия для всех игроков.

- Поделитесь, пожалуйста, своим мнением насчет продажи ветеринарных препаратов в интернете. Россельхознадзор считает, что это не очень безопасно. Как организовать процесс так, чтобы продажи были безопасными?

- Я сам задаю своим юристам вопрос: почему можно заказать лекарства для себя через маркетплейс и получить их, а препараты для животных - нельзя. Считаю необходимым продумать сбалансированное решение, учитывающее интересы медицины и ветеринарии, которое четко определит рамки. Потому что продажи через интернет – следствие прогресса: после пандемии люди привыкли дистанционно решать многие вопросы, не ходить по магазинам. Без этого прогресса развития не будет. Однако нужно найти компромисс, при котором маркетплейсы будут понимать, какие критерии безопасности они должны будут обеспечить.